счетчик посещений
ЕСТЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ


Практически любая твердая часть человеческого тела может служить средством защиты или атаки, но в основном используются руки и ноги.
РУКИ


Одним из самых опасных ударов в каратэ является прямой удар кулаком вперед. Кулак сжимается складыванием фаланг пальцев одна за другой, а сверху накладывается согнутый большой палец.

Рука имеет следующие ударные поверхности:
КЕНТОС – «косточки» указательного и среднего пальцев. Удар может наноситься прямо, сбоку и снизу.
ТЭЦУИ – основание сжатого кулака со стороны мизинца (торец кулака). Удар наносится сверху и сбоку.
ХЭЙКЕН – внутренняя часть сжатого кулака. В основном удар наносится сбоку.
УРА ТЭЦУИ – торец кулака со стороны большого пальца.
УРАКЕН – обратная часть сжатого кулака. Ударной частью может служить область указательного и среднего пальцев, только «косточки» этих пальцев или вся тыльная поверхность сжатого кулака. Удар может наноситься горизонтально или вертикально.
ХИРАКЕН – торцы вторых фаланг полусжатого кулака. Согнутые пальцы плотно прижаты к ладони. Кисть может располагаться вертикально или горизонтально. Удар прямой.
ШУТО – внешнее ребро раскрытой ладони. Удар наносится площадью ребра от основания ладони до основания мизинца. Раскрытая ладонь является продолжением предплечья. Диапазон удара большой от удара сверху вниз до ударов в разных плоскостях. Шуто может служить и в качестве защиты.
ХАЙТО (УРА ШУТО) – ребро ладони со стороны большого пальца, плотно прижатого к ладони. Удар наносится местом между основанием большого и указательного пальцев. В основном, удар наносится сбоку.
ХАЙШУ – тыльная сторона раскрытого ладони. Удар наносится площадью от запястья до основания пальцев. Может применяться в качестве защиты.
ХИРАТЭ – ладонь. Раскрыта и напряжена, пальцы выпрямлены и сложены, как в Хиракен. Удар наносится вперед (в этом случае запястье отогнуто вверх и напряжено), сбоку, вниз или вверх. Может использоваться в качестве защиты или для изменения траектории атакующего удара противника (отвода).
НУКИТЭ – торцы выпрямленных пальцев. Пальцы сложены вместе и напряжены. Средний палец может быть слегка согнут, чтобы торцы указательного, среднего и безымянного пальца находились на одном уровне. Кисть является продолжением предплечья. Запястье напряжено. Удар наносится вперед под разными углами.
ТЭЙШО – основание ладони. Запястье отогнуто вверх под прямым углом. Может служить средством защиты.
КАКУТО – верхняя часть согнутого запястья. Может служить для изменения траектории удара противника в качестве защиты, а также для нанесения ударов.
СЭЙРИУТО – угловая часть ладони со стороны мизинца. Кисть отогнута вверх, запястье напряжено. Применяется как удар и как блокирующая часть ладони.
ЭМПИ (ХИДЗИ) – локоть. Может использоваться для нанесения ударов вниз, вверх, в сторону, сбоку (снаружи внутрь).
ВАН – предплечье. В основном служит для защитных действий. Разными местами предплечья (около запястья) блокируются удары противника.
НОГИ
Удары ногами мощнее, чем удары руками, но медленнее. Ногами можно атаковать и использовать их в качестве защиты. Нога имеет следующие ударные поверхности:
КОШИ – площадь ступни под большим пальцем. При нанесении удара пальцы максимально отгибаются вверх.
ТЭЙСОКУ – ступня ноги. Может служить для изменения траектории удара противника в защите и для нанесения удара в атаке.
КАКАТО – пятка. Для нанесения удара пяткой стопу необходимо отогнуть вверх. Удар может быть направлен вперед и назад.
ХАЙСОКУ – подъем стопы. В данном случае пальцы следует подгибать вниз. Удар наносится вперед и сбоку.
СОКУТО – внешнее ребро стопы. Удар может наноситься вперед, в сторону и вниз.
ХИДЗА (ХИЦУИ) – колено. Так же как и локоть, колено служит оружием ближнего боя. Колено следует сгибать максимально. Пятка должна быть как можно ближе к задней части бедра. Удар может наноситься прямо, сбоку и снизу вверх.
СТОЙКИ И СПОСОБЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В СТОЙКАХ


Каждый вид единоборств (фехтование, бокс, борьба, сумо, каратэ и другие) имеют свои, отличные от других видов единоборств, стойки.

В каратэ существует несколько основных видов стоек, которые используются в зависимости от конкретной боевой ситуации, и несколько видов стоек внимания, являющихся исходной позицией для определенных действий. В каратэ не существует только левосторонней или правосторонней стойки. Каратэка должен одинаково хорошо работать в любой стойке.
СТОЙКИ ВНИМАНИЯ


Стойки внимания являются подготовительной позицией, из которой начинается выполнение техники, и характеризуется отсутствием мускульного напряжения всего тела, кроме легкого напряжения мышц живота. Колени расслаблены и слегка согнуты. Вес тела равномерно распределен на двух ногах. Руки расположены вдоль корпуса, кисти раскрыты или полусжаты в кулаки, но не напряжены. Сознание и тело готовы к немедленным действиям.

Основное различие между стойками внимания – в расположении ног.
ХЭЙСОКУ ДАТИ Пятки и носки вместе, руки вдоль тела с раскрытыми ладонями прижаты к бедрам.
МУСУБИ ДАТИ Пятки вместе, носки врозь, руки вдоль тела с раскрытыми ладонями прижаты к бедрам. Из этой стойки выполняется приветствие РЭЙ.
ХЭЙКО ДАТИ Ступни параллельно на ширине бедер. Кисти полусжаты в кулаки, но не напряжены. Руки вдоль тела.
ХАТИДЗИ ДАТИ Ступни на ширине бедер, носки шире, чем пятки. Из этой позиции начинают выполнять Кихон или ката. Наиболее распространенной ошибкой является более широкое расположение ступней, чем необходимо, что не позволяет мгновенно отреагировать на атаку противника. Руки с полусжатыми кулаками расположены по бокам. Кулаки – на расстоянии ширины бедер.
БОЕВЫЕ СТОЙКИ


Основные критерии:
  1. Стойка должна быть комфортна.
  2. Ступни необходимо располагать на расстоянии, позволяющем максимально быстро переходить от защиты к атаке и наоборот.
  3. Корпус должен находиться в вертикальном положении.
  4. Стойка должна быть максимально устойчива.
  5. Расслабленность стойки дает возможность мягко и быстро передвигаться и «взорваться» боевыми действиями в нужный момент.
ДЗЭНКУЦУ ДАТИ Является одной из основных стоек. Наиболее эффективна при перемещении вперед и назад в атаке или с блокированием. В начале изучения этой стойки (и других) следует обратить особое внимание на низкую «посадку» корпуса, что достигается широкой постановкой ступней и опусканием бедер. Для новичков такое положение покажется неудобным, но через некоторое время организм адаптируется, и стойка становится привычной. Низко опущенные бедра делают ниже центр тяжести тела, а широко расставленные ноги придают стойке устойчивость.

Основные моменты:
  1. Ширина ног равна примерно ширине бедер. Расстояние между передней и задней ногами в длину от 80 до 100 см (в зависимости от роста спортсмена).
  2. Носок передней ступни направлен прямо вперед или слегка внутрь. Задняя ступня направлена также прямо вперед или под острым углом к направлению движения.
  3. Переднее колено согнуто таки образом, чтобы перпендикуляр от него падал на большой палец или рядом с ним с внутренней стороны ступни.
  4. Корпус расположен фронтально к направлению движения, плечи опущены. Спина Прямая, и корпус слегка отклонен назад. Мышцы живота немного напряжены.
  5. Задняя нога выпрямлена. Обе ступни полностью стоят на полу.
  6. До 70% (по последним рекомендациям Нишиямы – 50%) массы тела приходится на переднюю ногу.
  7. Ноги перемещаются по дуге (конькобежным шагом), через центр тяжести тела. Шаг скользящий, мягкий, но быстрый.
  8. Задняя нога выпрямляется в колене сразу же, как только передняя нога заняла новое положение. В процессе перемещения колени не выпрямляются, голова должна быть всё время на одном уровне.
КОКУЦУ ДАТИ Считается защитной стойкой и применяется при блокировании атакующих ударов.

Основные моменты:
  1. Расстояние между передней и задней ногами 80-100 см (в зависимости от роста). Ступни расположены на одной линии. Ступня передней ноги расположена вдоль направления движения. Пятка задней ноги расположена вдоль линии передней, и ступня задней ноги находится по отношению к передней под углом приблизительно 90°, но не больше.
  2. Задняя нога согнута в колене таким образом, что перпендикуляр от колена падает на большой палец или рядом, с внутренней стороны ступни. Передняя нога тоже слегка согнута в колене и образует тупой угол. Ступни плотно стоят на полу с упором на внутреннюю часть ступни.
  3. Колено задней ноги максимально отведено наружу и напряжено, что придает стойке устойчивость и жесткость.
  4. На заднюю ногу приходится приблизительно 70% массы тела. Соответственно, центр тяжести смещен к задней ноге.
  5. При перемещении колени не выпрямляются. Ноги меняют друг друга по прямой линии. Задняя нога подтягивается к передней и выносится вперед на новую позицию носком вдоль направления движения. Задняя ступня поворотом на месте занимает перпендикулярное положение по отношению к передней.
  6. Лицо всё время направлено в сторону движения.
КИБА ДАТИ (стойка всадника) Эта стойка используется для выполнения технических приемов в сторону. В вольном бою применяется редко.

Основные моменты:
  1. Корпус расположен вертикально.
  2. Расстояние между ступнями 80-100 см.
  3. Колени развернуты максимально наружу так, чтобы перпендикуляр с колена падал к основанию большого пальца с внутренней стороны стопы.
  4. Ступни параллельны друг другу, вес тела поровну на обеих ногах.
  5. Тазобедренный сустав подобран под себя.
  6. В процессе перемещения колени не выпрямляются.
  7. Поворот головы взгляд и руки направлены в сторону движения.
ФУДО ДАТИ (СОЧИН ДАТИ) Эта стойка является универсальной боевой стойкой. Ступни ног расположены параллельно между собой и под углом 45° по отношению к противнику. Колени обеих ног согнуты, расстояние между ступнями – необходимое для быстрого и мягкого перемещения. Эта стойка существенно устойчивее, чем Дзэнкуцу Дати, поскольку центр тяжести находится равномерно на обеих ногах. Из этой стойки можно немедленно перейти в контратаку или в атаку на быстром сближении, так как выпрямление колена задней ноги позволяет сделать резкий рывок вперед. Стойка удобна в защите, потому что корпус обращен к противнику на ¾, а не фронтально.

Положение рук такое же, как и в Дзэнкуцу Дати. Принцип передвижения такой же, как и в Дзэнкуцу Дати, или приставными шагами.
НЕКОАСИ ДАТИ Это – защитная стойка. Вес тела полностью перенесен на заднюю опорную ногу, ступня которой расположена под углом 45° по отношению к направлению движения. Равновесие поддерживается опорой на носок передней ноги (пятка пола не касается). Рациональное расстояние между ступнями обеих ног определяется максимальной устойчивостью и чувством комфорта для этой стойки.

Передней ногой можно атаковать или защищаться (подняв ногу, согнутую в колене, к груди), можно сделать быстрый шаг назад, вперед или в сторону. Полусогнутое колено задней ноги служит амортизатором.

Перемещение осуществляется приставным или поочередным шагом.
ТЭЙДЗИ ДАТИ Т-образная стойка. Ступни расположены под прямым углом друг к другу, как показано на рисунке. Вес тела на задней ноге. Стойка в основном применяется в ката.
РЭНОДЗИ ДАТИ Передняя ступня расположена прямо по направлению движения. Задняя ступня находится под углом 45° по отношению к передней, и, в отличие от стойки Тэйдзи Дати, пятка задней ступни расположена на одной линии с передней ступней. Вес тела – на задней ноге.

Как и Тэйдзи Дати, стойка Рэнодзи Дати используется в основном для нанесения прямого удара передней рукой с подшагиванием передней ногой вперед.

Перемещение тела осуществляется приставным или поочередным шагом.
КОСА ДАТИ Стойка с перекрещенными ногами. Используется в течение краткого отрезка времени в процессе выполнения удара или блока рукой. Голень задней ноги упирается в икру передней ноги. Передняя нога – на полной ступне, задняя ступня – на носке. Колени полусогнуты.
ТЕХНИКА РАБОТЫ РУКАМИ (ТЭ ВАДЗА)


Применение рук в Шотокане в качестве атакующего оружия и средств защиты играет главную роль. Традиционно на острове Окинава, откуда произошел Шотокан, техника каратэ была прямолинейна, надежна и мощна, потому что от надежности приемов и их эффективности зависела жизнь бойца. Ногами выше пояса ударов не наносили, работа руками занимала главное место. Основой тренировок был принцип «Иккен хисацу» – «Одним ударом» (т.е. «наповал»). Кроме того, прямой удар рукой вперед – Цуки – является самым опасным, поскольку его трудно увидеть и определить его скорость, если он наносится из правильной позиции, после финта или на опережение атаки противника.

Использование рук в качестве оружия в боевых действиях можно разделить на три основные группы:
  1. ЦУКИ ВАДЗА – атакующая техника прямыми ударами;
  2. УЧИ ВАДЗА – атакующая техника непрямыми ударами;
  3. УКЕ ВАДЗА – блокирующая (защитная) техника.
ЦУКИ ВАДЗА


Прямой удар Сёку Дзуки наносится только вперед. Траектория удара представляет собой прямую линию. Рука возвращается обратно в исходное положение (Хикитэ́) по той же траектории (возвратно-поступательной). За время прохождения дистанции от бедра до цели кулак совершает винтообразное движение, а именно: в исходном положении свободно сжатый кулак находится у бедра пальцами вверх; когда рука выпрямлена в конечной позиции, кулак расположен пальцами вниз; поворот кулака составляет 180°.

Из исходного положения на месте удар наносится следующим образом. Встаньте в стойку Хатидзи Дати. Левая рука со сжатым кулаком (пальцами вниз) вытянута вперед на уровне груди. Правая рука со сжатым кулаком (пальцами вверх) находится у Бедра. Локоть прижат к боку, плечи расслаблены и опущены. Начинайте медленно менять руки местами. Правая рука идет вперед, а левая на бедро. Соблюдайте условие прямолинейности траектории и винтообразного вращения кулака. Кулак вытянутой руки должен находиться на уровне груди по вертикальной оси тела.

Ошибки:
  1. Поднимание плеча в процессе выполнения удара.
  2. Чрезмерный поворот корпуса и наклон его вперед.
  3. Рука выпрямляется не от бедра, а от живота.
  4. В процессе выпрямления руки локоть поднимается в сторону.
  5. Наклоны корпуса в стороны в процессе нанесения ударов.
  6. Удар наносится не по осевой линии корпуса противника, а в сторону от нее.
  7. Кулак не является продолжением предплечья, то есть не составляет с предплечьем прямую линию, а повернут вверх или в сторону.
  8. Винтообразное вращение выпрямляемой руки начинается не с начала ее движения, а позже.
Прямой удар Цуки можно разделить на три категории в зависимости от расстояния до цели.
СЁКУ ДЗУКИ Удар выполняется на длинной дистанции, и рука полностью выпрямлена. Пальцы сжатого кулака направлены вниз, то есть в процессе выпрямления руки кулак поворачивается на 180°.
ТАТЭ ДЗУКИ Удар выполняется на средней дистанции. Кулак не полностью выпрямленной руки расположен вертикально (большим пальцем вверх).Поворот кулака от бедра осуществляется на 90°.
УРА ДЗУКИ Удар выполняется на близкой дистанции. Пальцы сжатого кулака направлены вверх. Ладонь не поворачивается вокруг своей оси.
КИДЗАМИ ДЗУКИ В движении вперед или назад прямой удар вперед наносится передней рукой.
ОЭ ДЗУКИ В последней фазе удара с шагом вперед или назад впереди оказываются одноименные рука и нога.

При движении вперед в стойке Дзэнкуцу Дати рука «выстреливает» вперед в момент, когда передняя нога касается пола в конце шага или чуть раньше. (Следует помнить, что кулак является продолжением предплечья и вся рука должна представлять собой прямую линию.)

При движении назад рука «выстреливает» вперед в момент, когда нога касается пола в конце шага сзади тела или чуть раньше.

Задняя нога в конце шага сразу же распрямляется в колене. Корпус расположен вертикально с небольшим отклонением назад.

Основные ошибки:
  1. Траектория шага проходит по дуге а не по прямой.
  2. Наклон корпуса вперед или в сторону.
  3. Рука начинает движение вперед с началом шага.
  4. Локоть поднимается в сторону.
  5. Рука начинает движение от живота, а не от бедра.
  6. В конце шага задняя нога не впрямляется.
  7. В процессе шага колени выпрямляются, и движение приобретает волнообразный характер в вертикальной плоскости.
  8. Плечи поднимаются, что закрепощает плечи и ослабляет удар.
ГЯКУ ДЗУКИ В последней фазе удара с шагом вперед или назад впереди оказываются разноименные рука и нога. При движении вперед в стойке Дзэнкуцу Дати рука «выстреливает» вперед в момент, когда передняя нога касается пола в конце шага или чуть раньше. (Следует помнить, что кулак является продолжением предплечья и вся рука должна представлять собой прямую линию.)

При движении назад рука «выстреливает» вперед в момент, когда нога касается пола в конце шага сзади тела или чуть раньше.

Задняя нога в конце шага сразу же распрямляется в колене. Корпус расположен вертикально с небольшим отклонением назад.

Основные ошибки:
  1. Траектория шага проходит по дуге а не по прямой.
  2. Наклон корпуса вперед или в сторону.
  3. Рука начинает движение вперед с началом шага.
  4. Локоть поднимается в сторону.
  5. Рука начинает движение от живота, а не от бедра.
  6. В конце шага задняя нога не выпрямляется.
  7. В процессе шага колени выпрямляются, и движение приобретает волнообразный характер в вертикальной плоскости.
  8. Плечи поднимаются, что закрепощает плечи и ослабляет удар.
По координации движений Гяку Дзуки – это более сложный удар, поэтому для его отработки требуется повышенное внимание. Правша больше внимание должен уделять левой руке, а левша – правой, чтобы добиться одинаковой комфортности выполнения техники в левосторонней и правосторонней стойках.
МОРОТЭ ДЗУКИ Наносится двумя руками одновременно. Известны три вида его исполнения:
ХЭЙКО ДЗУКИ (параллельный удар) Представляет собой двойной Сёку Дзуки обеими руками одновременно на одном уровне.
АВАСЭ ДЗУКИ Вертикальный двойной удар. Обе руки одновременно наносят удары в одной вертикальной плоскости. Кулак руки одноименной с передней ногой наносить удар по уровню Гэдан или Чудан. Кулак второй руки наносит удар по уровню Дзёдан. Пальцы кулака, наносящего удар по уровню Чудан (Гэдан), направлены вниз, а кулака второй руки – вверх. Корпус расположен фронтально по отношению к противнику и вертикально.
ЯМА ДЗУКИ Разновидность Авасэ Дзуки. Наносится с поворотом и наклоном корпуса вперед. Руки по высоте находятся на большем расстоянии друг от друга, чем при ударе Авасэ Дзуки.
УЧИ ВАДЗА


Если удары Цуки напоминают колющие удары острием клинка, то удары Учи похожи на рубящие удары лезвием. Удар Учи наносится за счет поворота бедер в горизонтальной плоскости и разгибание руки в локтевом суставе. Траектория удара представляет собой дугу, длина которой зависит от расстояния до цели (чем ближе цель, тем короче дуга; и наоборот). Некоторые удары Учи могут выполнять и функции защиты.
УРАКЕН УЧИ Наносится тыльной стороной сжатого кулака, чаще всего Кентос указательного и среднего пальцев. Траектория удара представляет собой дугу с осью вращения в локтевом суставе.

Движение имеет диапазон в 180° (от уровня Дзёдан до уровня Гэдан). Для нанесения вертикального удара поднимите кулак до подбородка, локти опущены вниз. Резко разогните руку в локте. Кулак должен описать вертикальную дугу.

Горизонтальный удар наносится изнутри наружу. Поднесите кулак к противоположному уху, внешней стороной наружу. Локоть направлен в сторону противника. Резко поведите локоть в сторону цели, одновременно разгибая руку в локтевом суставе. Кулак всё время находится в вертикальном положении большим пальцем вверх.

В движении удары Уракен, как правило, наносятся из стойки Киба Дати. Конечная фаза удара должна совпадать с конечной фазой шага, то есть удар должен достичь цели одновременно с постановкой ноги на новое место.
ТЭЦУИ УЧИ (удар-молот) Наносится торцом сжатого кулака со стороны мизинца. Траектория движения руки и принцип нанесения удара такие же, как и для Уракена. Удар может быть вертикальным и горизонтальным (изнутри наружу). При ударе сверху кулак расположен вертикально, при ударе сбоку – горизонтально (пальцами вниз).

Разновидностью является удар Ура Тэцуи Учи, когда удар наносится торцом кулака со стороны большого пальца.

При перемещении удар, как правило, наносится из стойки Киба Дати.

ШУТО УЧИ Наносится внешним ребром раскрытой ладони со стороны мизинца за счет разгибания руки в локте.

Удары Шуто Учи можно разделить на три основные группы:
  1. Вертикальный сверху вниз. Напоминает аналогичный вид Тэцуи Учи, но с раскрытой ладонью.
  2. Горизонтальный изнутри наружу. Выполняется следующим образом: Поднесите раскрытую ладонь к к противоположному уху, тыльная сторона ладони направлена наружу, локоть направлен в сторону противника. Другая рука вытянута поперек корпуса в противоположном направлении открытой ладонью вниз. Движение рук начинается одновременно в противоположных направлениях. Верхняя рука выпрямляется резким разгибанием локтевого сустава в сторону противника. Нижняя вспомогательная рука также резким движением отводится на бедро в положение Хикитэ (исходное положение), кулак сжат пальцами вверх. Контакт с целью осуществляется внешним ребром напряженной ладони со стороны мизинца. Площадь контакта – От угла ладони до первой фаланги мизинца. После предполагаемого контакта с целью ударная рука возвращается, желательно с такой же скоростью, в исходное положение (то есть к противоположному уху) или в положение боевой стойки.

    Разновидностью этого удара можно считать блок Шуто Укэ, который можно применять и как удар (см. Укэ Вадза). Основные критерии исполнения:
    1. Движение обеих рук начинается одновременно. Движения резкие, энергичные.
    2. Траектория движения ударной руки почти прямолинейная.
    3. Движения локтя вперед минимальное.
    4. Угол разгибания локтя зависит от расстояния до цели.
    5. В момент контакта с целью и рука, и корпус напряжены.
  3. Горизонтальный снаружи внутрь. В противоположность предыдущему выполнению в подготовительном положении руки не перекрещиваются. Поднимите кисть ударной руки к одноименному уху раскрытой ладонью вперед, локоть направлен в сторону. Вторую руку вытяните в направлении противника с раскрытой ладонью вниз на уровне груди. Резко бросьте ладонь вперед, выпрямляя руку. Вторая рука одновременно и так же резко оттягивается на бедро (в положение Хикитэ), кисть сжата в кулак пальцами вверх. В момент соприкосновения с целью кисть должна быть ладонью вверх. Принцип выполнения ударов одинаков для всех видов и типов ударов: расслабление – концентрация – расслабление и резкое отведение конечности назад после ее контакта с целью.

    Траектория движения руки почти прямолинейная.
УРА ШУТО УЧИ Наносится ребром раскрытой ладони со стороны большого пальца прямой или почти прямой рукой сбоку с широкой амплитудой траектории.
МАЭ ЭМПИ УЧИ Удар локтем вперед. Наносится движением снаружи внутрь из положения кулака в Хикитэ (на бедре) и поднятия локтя до уровня груди в горизонтальное положение. Фаланги кулака направлены вниз.
ЁКО ЭМПИ УЧИ Удар локтем в сторону. В основном удар наносится из положения боком к противнику, чаще всего из стойки Киба Дати. Удар наносится горизонтально. Рука движется вдоль груди. Вторая рука из исходного перекрестного положения переносится в Хикитэ. Ударная рука располагается сверху. Движение короткое, но очень эффективное в ближнем бою.
УШИРО ЭМПИ УЧИ Удар локтем назад. Вытяните руку вперед открытой ладонью вниз. Глядя через то же плечо, нанесите локтем удар назад. В процессе движения назад кисть поворачивается на 180° и в конечной фазе занимает позицию на бедре в виде сжатого кулака пальцами вверх (Хикитэ). Локоть не поднимается, предплечье плотно прижато к боку. Другая рука выпрямляется вперед, ее кисть или сжата в кулак (удар Цуки), или раскрытая ладонь располагается вертикально.
ТАТЭ ЭМПИ УЧИ Удар локтем вперед снизу вверх в вертикальной плоскости. Исходное положение руки – на бедре (Хикитэ). В конечной фазе удара кулак располагается у подбородка. Оттягивание второй руки в положение Хикитэ происходит одновременно с нанесением удара локтем. Оба движения резкие и сильные.
ОТОСИ ЭМПИ УЧИ Удар локтем сверху вниз по вертикальной траектории. Поднимите руку вверх и резко опустите вниз, сгибая в локтевом суставе и нанося удар локтем по цели, находящейся в горизонтальной плоскости. Корпус расположен вертикально. Колени сгибаются одновременно с движением локтя вниз. Степень сгибания коленей зависит от высоты цели. В конечной фазе движения руки кулак повернут пальцами в сторону корпуса.
МАВАШИ УЧИ Боковой длинный удар, наносится Кентос. Кулак начинает движение от бедра. В конечной фазе удара кулак и локоть должны находиться наодной горизонтальной линии или локоть должен быть выше кулака, но не наоборот.
ЦУКИ ВАДЗА


Защитные действия в каратэ играют роль не менее важную, чем атакующие. Искусство защиты сложнее, чем искусство нападения, поскольку атакующий может нанести любой из многочисленных ударов, тогда как защищающийся должен выбрать конкретную защиту против данного конкретного удара. Выбор защитного действия зависит от многих факторов, от дистанции, вида удара, от уровня атаки (Гэдан, Чудан, Дзёдан), от количества атакующих ударов, от скорости атаки, от скорости реакции защищающегося, от умения ориентироваться в пространстве и т.д.

По уровню мастерства спортсмена защитные действия можно разделить на три уровня:
  1. Применение блоков и подставок.
  2. Уходы и уклоны.
  3. Опережение атаки противника и проведение своей атаки.
Чем выше уровень спортсмена, тем неуязвимее он для противника. Как правило, большинство видов блокирования ставят своей целью отвести удар противника от первоначальной траектории, сделать так, чтобы удар прошел мимо цели. В этом случае различают два вида школ – жесткую и мягкую. Жесткую школу характеризует жесткий мощный блок, который можно назвать своеобразной контратакой. Мягкая школа предполагает отведение удара с траектории скользящим и проводящим удар движением на минимально необходимое расстояние от цели.

Уходы и уклоны – это защитные действия мастера высокой квалификации, который видит момент начала атаки и направление удара. Тем не менее, блокирование атаки применяется и в начале обучения, и в период зрелого мастерства.

Вершиной мастерства каратэки предвидение атаки противника и опережение, перехват ее перед самым началом с дальнейшим проведением собственных атакующих действий.

В соответствии с концепцией спортивного каратэ, оно не является оружием агрессии, поэтому все действия в Кихон Кумитэ (работа в парах) и все ката (воображаемый бой против нескольких противников) начинаются с защитных действий.

Рекомендуется запястьем блокирующей руки попасть в запястье атакующей руки. То есть чем длиннее рычаг, тем меньше прилагаемое усилие. Это правило касается блоков всех видов при блокировании ударов руками. Кроме того, существует опасность пропустить удар в случае, когда рука противника длиннее, а блок попал в предплечье в районе локтя. Желательно делать блокирующей рукой протягивающее движение в направлении атакующего удара, как бы сопровождая его. Подобное действие также уменьшает прилагаемое усилие для блока, особенно в случае, когда масса противника существенно превышает массу защищающегося. При блокировании с отведением атакующей конечности в сторону от траектории удара очень важен резкий и мощный поворот бедер, который также значительно облегчает выполнение блоков.

В учебном варианте исполнения вторая рука, как правило, идет на бедро в Хикитэ одновременно с выполнением блокирующего движения. В боевых условиях вторая рука может защищать другое уязвимое место или усиливать блокирующую руку подставкой к ней.

При жестком блокировании стойка должна быть низкой с широко расставленными ногами и низко опущенным центром тяжести тела. Такая стойка позволяет блокировать также мощные удары ногами без потери равновесия.

С другой стороны, в неподвижную мишень попасть легче, чем в подвижную. Поэтому жесткая низкая стойка применяется только при блокировании атаки противника, а затем необходимо перейти в более высокую подвижную стойку для осуществления боевого маневрирования.
АГЭ УКЭ Может также называться Дзёдан Укэ, поскольку блокирует атаку на уровне Дзёдан (голову). Атакующая рука (редко нога) отводится от первоначальной траектории вверх. Блокирующая рука поднимается вверх от уровня Чудан до уровня Дзёдан (чуть выше головы). В процессе поднимания часть руки от локтя до кулака находится всё время в горизонтальном положении, перекрывая таким образом площадь корпуса. По ходу поднимания руки кулак совершает поворот на 180° и в конечной точке находится мизинцем вверх.
СОТО УКЭ Движение руки снаружи внутрь от прямых ударов в голову и корпус. Поднимите кулак к виску (мизинец вверх), затем резким сильным движением с поворотом бедер в том же направлении перенесите кулак к противоположному плечу. Остановите кулак около противоположного плеча – Кентос вперед (поворот кулака на 180°) – приблизительно на расстоянии 20 сантиметров. Локоть прижат к животу. Атака блокируется предплечьем со стороны мизинца.

В конечной фазе корпус повернут к противнику на ¾, что также уменьшает для противника площадь поражения. Защитой Сото Укэ, как правило, блокируются прямые удары руками и ногами.

При перемещении вперед или назад обычно применяется стойка Дзэнкуцу Дати с блоком Сото Укэ.

Блок Сото Укэ можно перевести в блок Агэ Укэ, не опуская руки, или перевести в блок Гэдан Барай, что повышает эффективность и частоту его применения.

После проведения блока Сото Укэ можно повернуться на 180° и нанести Эмпи Учи или Уракен Учи в качестве контратаки.
ГЭДАН БАРАЙ (Барай – смахивание) Отведение удара противника по уровню Чудан (в корпус) рукой или ногой. Блок выполняется внешней стороной предплечья (Ван) у кисти. Ось вращения кулака – в локтевом суставе. Начало движения руки – от противоположного плеча. Смахивающее движение руки должно проходить вдоль корпуса сверху вниз, защищая таким образом поверхность корпуса. Движение должно остановиться у внешней стороны бедра. При выполнении Гэдан Барай в стойке Дзэнкуцу Дати сжатый кулак должен остановиться в 5 сантиметрах выше колена и над коленом передней ноги.

Защита Гэдан Барай может выполняться из любой стойки, но при ее выполнении с шагом вперед рекомендуется стойка Дзэнкуцу Дати, а при шаге назад – стойки Кокуцу Дати или Дзэнкуцу Дати.
ШУТО УКЭ Блок, осуществляемый внешним ребром раскрытой ладони. Блокирование производится площадью от основания ладони до основания мизинца. Удар Шуто Учи и блок Шуто Укэ выполняются практчиески одинаково, только назначение у них разное. Раскрытая ладонь поднимается к противоположному уху пальцами вверх. Локоть опущен. Движение ладони со сжатыми пальцами представляет собой пологую дугу вперед, сторону атакующей руки противника с целью изменить траекторию атаки.

Вторая рука занимает положение в Хикитэ или с раскрытой ладонью, прижатой ребром к солнечному сплетению, служит защитой. Обычно в учебном варианте перемещение с блоком Шуто Укэ или ударом Шуто Учи выполняется в стойке Кокуцу Дати с движением вперед или назад. Конечная фаза удара или блока и шага вперед или назад совпадают по времени. В идеале угол в локтевом суставе должен составлять 90°, расстояние от локтя до корпуса – ширина ладони, ладонь по высоте – на уровне плеча.
УЧИ УДЭ УКЭ Блокирование производится частью запястья со стороны большого пальца круговым движением руки снизу вверх, изнутри наружу. Ось вращения блокирующей руки – в локтевом суставе. Кулак сжат. Локоть находится впереди перед корпусом и согнут под прямым углом. Не следует отводить локоть в сторону. В момент блокирования корпус поворачивается к противнику на ¾, что усиливает блок. Движение руки должно быть быстрым и четким. Одновременно вторая рука идет в Хикитэ. В учебном варианте перемещение, как правило, осуществляется в стойке Дзэнкуцу Дати.

ДЗЮДЗИ УКЭ Крестообразный блок. Обычно используется против прямых ударов на уровне Чудан (в корпус) или прямых ударов на уровне Дзёдан (в голову). В процессе выпрямления руки скрещиваются в запястьях и ловят ударную конечность на пересечение рук. Блок обычно выполняется с шагом назад в стойке Дзэнкуцу Дати. При блокировании ударов ногами не следует наклоняться вперед дальше ступни пердней ноги, поскольку существует опасность пропустить удар в голову, если блок Дзюдзи Укэ не остановит атакующую ногу.





ТЭЙШО УКЭ Блокирование или мягкое отведение атаки с траектории осуществляется открытой ладонью. Точкой соприкосновения с атакующей конечностью служит основание ладони. Блокирование, жесткое или мягкое, осуществляется на всех уровнях и по всем направлениям. Главное условие – удобство и надежность выполнения, то есть стойка должна быть удобной и устойчивой, контакт с атакующей поверхностью – надежным. Блокирование можно осуществлять из любой стойки с шагом вперед, назад или в сторону.

На рисунках показаны наиболее часто применяемые блоки. В принципе, любая часть тела может быть использована в качестве защиты. Главная цель – надежность и эффективность.

Основатель спортивного каратэ Гичин Фунакоши делал настолько сильные блоки, что это боялись атаковать. Таким образом, блоки могут применяться в качестве контратаки.

Вместе с тем, мягкие блоки тоже очень эффективны, особенно с проводкой атакующей конечности почти по первоначальной траектории, но мимо цели.

Высшим классом блокирования, жесткого или мягкого, считается блокирование, при котором атакующая конечность проходит настолько близко от корпуса, что задевает кимоно, но не касается корпуса.
ТЕХНИКА РАБОТЫ НОГАМИ
(КЭРИ ВАДЗА)


Работа ногами более сложна, чем руками, так как природно ноги не предназначены для боевых действий, и приобретение боевых навыков, работы ногами требует более продолжительного времени. Удары ногами сильнее, чем удары руками, но медленнее – в связи с тем, что крупные мышцы ног (по сравнению с мышцами рук) требуют больше времени для развития максимальной скорости.

При работе ногами важным условием является сохранение равновесия, так как площадь опоры (то есть ступня) очень мала. Особенно опасно поднимание опорной ноги на носок при нанесении удара, поскольку опорная площадь уменьшается в несколько раз, а это чревато потерей баланса и падением на пол. Кроме того, колено опорной ноги должно быть подогнуто, и опорная нога должна выполнять роль амортизатора при нанесении удара другой ногой. Центр тяжести нужно держать над опорной ступней.

Высота удара ногой зависит от степени растяжки и высоты поднятия колена опорной ноги, поскольку нога в колене способна выпрямляться до прямой линии.

Работа бедер в каратэ играет принципиальную роль, особенно в Шотокане, так как удары и блокирование в основном осуществляются из устойчивой стойки и сила удара или блока зависит от горизонтального вращения тазобедренного сустава.

Удары в Шотокане не проносные, и после контакта ударной конечности с целью она возвращается в исходное положение: рука к груди или в Хикитэ, нога к колену опорной ноги или на пол (но через колено опорной ноги).

Удары ногами могут быть самые разнообразные и наносятся по разным уровням и направлениям, однако, как и в других видах боевых искусств, некоторые виды ударов применяются чаще, чем другие. Удары наносятся и передней, и задней ногой.

По исполнению различают два вида ударов ногами: Кэагэ и Кэкоми.

КЭАГЭ – резкий скоростной удар. Нога после соприкосновения с целью сразу же возвращается в исходное положение. Удары могут быть любой траектории. Техника Кэагэ применяется на близкой дистанции и при серийной работе.

КЭКОМИ – останавливающий удар, поэтому его траектория только прямолинейна (Маэ Гэри, Уширо Гэри, Ёко Гэри). При исполнении колено в последней фазе удара выпрямляется, и нога на какую-то долю секунды фиксируется в напряженном состоянии, останавливая противника и не позволяя ему приблизиться. Техника Кэкоми применяется, как правило, на уровне Чудан и используется в основном на дальней дистанции.
МАЭ ГЭРИ (прямой удар вперед) Чаще всего выполняется из стойки Дзэнкуцу Дати. Не сдвигая с места переднюю ногу и не выпрямляя колено, поднимите ступню задней, ударной ноги не ниже уровня колена опорной ноги. Следует помнить, что чем выше поднято колено ударной ноги, тем выше можно нанести удар. Колено поднятой ноги не следует отводить в сторону, чтобы между внутренней поверхностью бедра опорной ноги и внутренней поверхностью бедра ударной ноги не было просвета. Колено опорной ноги полусогнуто и служит амортизатором.

Удар осуществляется резким разгибанием коленного сустава ударной ноги с осью вращения в коленном суставе. Удар сопровождается движением бедер в направлении удара. Стопа вытянута вперед, пальцы отогнуты вверх. Удар наносится частью стопы, расположенной под большим пальцем. После контакта с целью (Кэагэ или Кэкоми) ступня возвращается к колену опорной ноги, а затем ставится на пол. В зависимости от боевой ситуации нога может ставиться впереди, сзади, в сторону или, не опуская ногу на пол, можно нанести еще один или несколько ударов той же ногой.

Недопустимо наносить удар «толкательным» или «лягающим» движением.

Руки желательно держать в боевой позиции перед грудью.

КИН МАЭ ГЭРИ Удар прямой ногой снизу вверх, наносится подъемом стопы (Хайсоку) в промежность.
КИДЗАМИ МАЭ ГЭРИ Удар Маэ Гэри передней ногой. Для этого необходимо перенести вес тела на заднюю ногу, поднять ступню передней ударной ноги не ниже уровня колена опорной ноги и разогнуть ногу в колене резким сильным движением. Затем подвести ступню ударной ноги опять к колену опорной ноги и поставить на пол.
МАЭ ГЭРИ КАКАТО Маэ Гэри Кэкоми можно также нанести пяткой. Техника выполнения такая же, только носок ступни не вытягивается вперед, а, наоборот, максимально поднимается вверх.
ЁКО ГЭРИ (прямой удар в сторону) Наносится внешним ребром стопы со стороны мизинца (Сокуто). Стопа в конечной фазе удара должна быть расположена горизонтально или пятка чуть выше пальцев, а не наоборот.

Удар может наноситься из любой стойки, но в учебном варианте удар наносится из стойки Киба Дати.

Для выполнения удара вес тела необходимо перенести на одну ногу, а вторую ногу поднять следующим образом: стопу ударной ноги поднять до уровня; колена опорной ноги, слегка согнутой в колене.

Колено ударной ноги направлено в сторону противника. Не меняя положения колена ударной ноги, разогнуть ногу в колене и направить удар в цель. В конечной фазе ударная нога выпрямляется полностью, тазобедренный сустав подается в направлении удара, поворот на опорной ноге осуществляется в меру необходимости, опорная нога в колене не выпрямляется. В момент контакта стопы с целью голеностопный, коленный и тазобедренный суставы напряжены.

Центр тяжести тела расположен над стопой опорной ноги. Корпус отклоняется в противоположную сторону на минимально необходимое расстояние (излишнее отклонение корпуса в противоположную сторону ослабляет удар и нарушает равновесие). Руки играют роль балансира, расположены у корпуса и направлены в сторону противника. Голова повернута, и взгляд направлен в сторону направления удара.

Основные ошибки:
  1. Колено ударной ноги поднято ниже, чем необходимо.
  2. В момент контакта стопа расположена неправильно.
  3. Удар наносится не Сокуто, а подъемом или пальцами, что чревато травмой стопы.
  4. При выполнении Ёко Гэри Кэкоми не фиксируются тазобедренный, коленный и голеностопный суставы.
  5. Бедро не подается в направлении удара в момент контакта стопы с целью.
  6. Опорная нога выпрямляется в колене.
  7. Опорная нога не поворачивается вместе с бедром в конечной фазе удара.
  8. Корпус излишне отклоняется в противоположном удару направлении, в результате чего смещается центр тяжести.
  9. Руки не выполняют функции балансира и защиты.
ЁКО ГЭРИ КЭКОМИ (останавливающий удар) При его выполнении напряженная нога с вынесенным вперед тазобедренным суставом какую-то долю секунды остается неподвижной, выполняя свое назначение – остановить продвижение противника. Обратное движение отвода ноги начинается с поворота тазобедренного сустава назад, затем ступня ударной ноги возвращается к колену опорной ноги и ставится на пол. Этот удар выполняется, как правило, на уровне Чудан.
ЁКО ГЭРИ КЭАГЭ представляет собой резкий «хлыстообразный» удар и может выполняться как на уровне Чудан, так и на уровне Дзёдан. Те, кто выполняет удар без включения тазобедренного сустава, полагаются на резкий подъем колена, за которым следует хлесткое движение ноги вверх под углом 45°. Однако такой удар хоть и быстрый, но не эффективный.

Для эффективного выполнения этого удара в работу следует включать поворот тазобедренного сустава.

В момент контакта ноги с целью тазобедренный сустав необходимо резко подать в сторону противника, затем сразу же назад отдергивающим движением с одновременным сгибанием коленного сустава.

Следует подчеркнуть, что именно поворот бедра в сторону противника в самый последний момент (как и при исполнении всех хлестких ударов) позволяет добиться максимальной силы удара и использовать максимально реальную дистанцию до противника. Основным моментом является синхронизация подачи тазобедренного сустава в сторону противника и поворота опорной ноги. Таким образом, вектор удара будет направлен с земли в цель, а не вверх.

Для проверки правильности нанесения удара Ёко Гэри нанесите удар по шарику или теннисному мячику. Если после контакта с ногой мячик (шарик) направится вверх, то удар выполнен подъемом стопы, то есть неверно. Если же мячик направится в горизонтальной плоскости, то удар был нанесен внешним ребром стопы (Сокуто), то есть правильно.

При достаточной практике Ёко Гэри Кэагэ можно добиться скорости Маэ Гэри и мощи Ёко Гэри Кэкоми.

МАВАШИ ГЭРИ (удар сбоку по дуге снаружи-внутрь) Может наноситься частью стопы под большим пальцем (Коши) и подъемом стопы (Хайсоку). Обычно наносится из стойки Дзэнкуцу Дати или аналогичных боевых стоек с весом тела на передней ноге. Перенесите вес тела полностью на переднююногу и поднимите заднюю ударную ногу, согнутую в колене, в горизонтальное положение. Колено максимально согнуто, пятка находится у ягодицы. Стопа и голень ударной ноги образуют прямой угол, пальцы отогнуты вверх. Центр тяжести расположен над ступней опорной ноги.

На начальном этапе согнутая в колене ударная нога расположена горизонтально. Корпус слегка отклонен в сторону для поддержания равновесия. Руки выполняют роль балансира и защиты и располагаются близко к корпусу. (Впоследствии, по мере повышения мастерства, ударная нога в подготовительной позиции может располагаться под углом к земле в 45° или, в качестве финта, вертикально, как для нанесения удара Маэ Гэри.)

Маваши Гэри – сложный по координации удар, поэтому его исполнение требует синхронизации нескольких действий одновременно.

Начните поворот корпуса на полусогнутой опорной ноге. Разгибание ударной ноги в колене начинается, когда угол бедра в горизонтальной плоскости по отношению к противнику составляет около 45°. В финальной фазе удара резко подайте вперед бедро и резко остановите его в момент контакта стопы с целью. Возвратное движение ноги начинается с резкого отдергивающего движения тазобедренного сустава, затем сгибания ноги в колене с возвратом ее в исходное положение и последующей постановкой на пол.

В момент соприкосновения стопы с целью все тело долю секунды представляет собой жесткую конструкцию: опорная нога полусогнута в колене, ударная нога выпрямлена в колене, центр тяжести находится над стопой опорной ноги, руки расположены у корпуса для защиты и в качестве балансира, взгляд направлен в сторону противника. Если удар наносится Коши, то стопа располагается горизонтально или пятка выше пальцев. Если же удар наносится подъемом стопы (Хайсоку), то пятка может быть расположена ниже пальцев или стопа расположена горизонтально.

Удары Маваши Гэри можно наносить задней и передней ногой (Кидзами Маваши Гэри).

Основные ошибки:
  1. Колено ударной ноги поднято невысоко.
  2. В конечной фазе удара Коши пальцы стопы расположены выше пятки.
  3. В конечной фазе удара не выпрямляется колено ударной ноги.
  4. Бедро не подается в направлении удара.
  5. Корпус не поворачивается на опорной ноге в процессе выполнения удара.
  6. Опорная нога выпрямлена в колене.
  7. Корпус излишне отклонен от вертикали при нанесении атакующего удара, что ослабляет удар, и центр тяжести не расположен над ступней опорной ноги.
  8. Руки не выполняют роль балансира.
УРА МАВАШИ ГЭРИ (удар по дуге снаружи-внутрь-назад) Наносится пяткой в круговом движении назад, противоположном удару Маваши Гери.

В основном наносится из стойки Дзэнкуцу Дати передней ногой назад или из аналогичных других боевых стоек. Может наноситься передней ногой вперед с поворотом корпуса спиной или боком к противнику в процессе нанесения удара. Для нанесения удара пяткой стопу необходимо «поднять» к голени.

После контакта пятки с целью резким поворотом тазобедренного сустава необходимо повернуться лицом к противнику. Взгляд постоянно направлен в сторону противника. Руки выполняют роль балансира и служат защитой. Опорная нога полусогнута в колене.

Основные ошибки:
  1. Колено ударной ноги поднято недостаточно высоко.
  2. Носок ударной ноги вытянут вперед, и удар наносится подошвой, а не пяткой (хотя возможно нанесение удара и подошвой).
  3. Потеря равновесия из-за излишнего отклонения корпуса от вертикали и смещения центра тяжести.
  4. Взгляд не видит момент контакта ударной ноги с целью.
УШИРО ГЭРИ (прямой удар ногой назад) Наносится на уровне Чудан или Дзёдан. Удар наносится пяткой, для чего стопу следует поднять к голени.

Уширо Гэри Кэкоми – останавливающий удар, выполняется с задержкой ударной ноги на долю секунды в конечной фазе в выпрямленном и напряженном положении (аналогично Ёко Гэри Кэкоми). В основном выполняется на уровне Чудан.

Уширо Гэри Кэагэ – быстрый удар с мгновенным возвратом ударной ноги в исходное положение за счет поворота тазобедренного сустава.

Удар может наноситься из боевой стойки спиной к противнику. При нанесении удара передней ногой траектория удара представляет собой пологую восходящую прямую линию от пола (места расположения ступни) до цели. При нанесении удара задней ногой ее следует сначала поднять до уровня колена опорной ноги, а затем направить удар в цель. Удар может наноситься из боевой стойки лицом к противнику с поворотом к нему спиной в процессе выполнения удара. В данном случае не следует отклонять корпус далеко от вертикали, проходящей через центр тяжести тела, чтобы сохранить равновесие. Траектория удара также проходит через уровень колена опорной ноги.

При выполнении Уширо Гэри необходимо видеть, куда попадает удар, для чего следует или прогнуться в спине и смотреть поверх плеча ударной ноги (если левая нога ударная, то смотреть назад через левое плечо), или смотреть сбоку, но опять следует видеть, куда попадает удар.

Главным же критерием нанесения Уширо Гэри является положение колена и пальцев стопы ударной ноги вертикально вниз и нанесение удара из-под корпуса, потому что при поднятом в сторону колене и горизонтальном положении стопы получается удар Ёко Гэри, то есть совсем другой удар.

Колено опорной ноги полусогнуто и служит амортизатором. Руки расположены у корпуса и служат балансиром и защитой.

Основные ошибки:
  1. Пальцы стопы и колено ударной ноги повернуты в сторону или вверх, а не вниз.
  2. Стопа вытянута вперед в направлении удара, в результате чего контакт происходит не пяткой, а носком стопы.
  3. Спина не прогнута, а согнута, поэтому взгляд назад получается не над плечом, а снизу. Это приводит к потере равновесия и падению вперед на руки.
  4. Опорная нога полностью выпрямлена.
  5. Ударная нога не выпрямлена полностью.
  6. Взгляд направлен вперед, а не назад.
  7. Перед ударом излишне высоко поднято колено ударной ноги.
  8. При быстром повороте и излишнем отклонении корпуса от вертикали получается удар Ура Маваши Гэри, а не Уширо Гэри.
  9. После нанесения удара отсутствует поворот в исходное положение лицом к противнику.
МИКАДЗУКИ ГЭРИ Удар по дуге снаружи-внутрь внутренней частью подошвы со стороны большого пальца (Тэйсоку). Траектория удара менее полога, чем у Маваши Гэри, и представляет собой дугу, переходящую из вертикальной в горизонтальную и направленную снаружи внутрь.

Основные ошибки:
  1. Ступня ударной ноги не направлена пальцами вверх.
  2. Выпрямлена опорная нога.
  3. Излишне отклонен корпус от вертикали и смещен центр тяжести тела в сторону.
УРА МИКАДЗУКИ ГЭРИ Удар по дуге изнутри-наружу подъемом стопы (Хайсоку) имеет такую же траекторию, что и Микадзуки Гэри, но в противоположном направлении, и площадью контакта является подъем стопы.

Принцип выполнения Ура Микадзуки Гэри аналогичен выполнению Миказуки Гэри, кроме направления траектории ударной ноги.

И Микадзуки Гэри, и Ура Микадзуки Гэри могут служить в качестве ударов и в качестве блоков.

И удары, и блоки выполняются и передней, и задней ногой при вертикальном положении тела. Центр тяжести расположен над ступней полусогнутой опорной ноги.

В учебном варианте удары выполняются из стойки Хатидзи Дати или Киба Дати боком к цели. Сильным движением бедра, не выпрямляя колена опорной ноги, послать вторую ногу по почти вертикальной траектории в цель (которой может служить раскрытая ладонь своей же руки). Опорная нога поворачивается по ходу поворота корпуса на необходимый угол.

Основные ошибки:
  1. Удар наносится Сокуто, а не Хайсоку.
  2. Ступня ударной ноги не направлена пальцами вверх.
  3. Выпрямлена опорная нога.
  4. Излишне отклонен корпус от вертикали и смещен центр тяжести тела в сторону.
ХИДЗА ГЭРИ (удар коленом) Применяется в ближнем бою. Может наноситься вперед снизу вверх и сбоку в горизонтальной плоскости. Работа тазобедренным суставом обязательна и аналогична как при нанесении ударов Маэ Гэри и Маваши Гэри. При выполнении удара коленный сустав ударной ноги сгибается максимально.

Основные ошибки:
  1. При нанесении удара недостаточно согнут коленный сустав ударной ноги.
  2. Удар наносится со средней или дальней дистанции.
  3. Излишнее отклонение корпуса от вертикали, проходящей через центр тяжести тела, и нарушение равновесия.